Главный тренер дебютанта ВХЛ «Хумо» из Ташкента делится впечатлениями о подготовке команды к сезону, турнире в Нижнем Новгороде и многом другом.
- Долго ли обдумывали предложение возглавить «Хумо»?
- Первый разговор был со спортивным директором Владимиром Сторонкиным. Он спросил, какие твои планы на следующий сезон. Я сказал, что пока открыт для предложений. Потом уже было приглашение приехать в Москву. Встретились с руководством, переговорили о том, что я хочу видеть, какую команду, вообще о хоккее, о ВХЛ. И потом руководство сказало, что создаётся команда, и они хотели видеть меня у руля. Я в принципе сразу сказал, что проект интересен для меня. Дальше надо было подобрать тренерский состав, врачей, массажистов, профессиональных ребят, которые создадут нужную атмосферу с самого начала. Чтобы игроки приезжали и чувствовали, что всё по-взрослому.
- Вы сейчас довольны составом команды, или всегда хочется лучшего?
- Да конечно. Если тренер говорит, что он доволен составом, он сам себе приговор подписывает. Усиление всегда нужно. Никто ничего лучше не придумал, чем конкуренция. Вы посмотрите, если брать топовые команды, даже в КХЛ, те же ЦСКА или «Динамо», когда они становились чемпионами, там было по шесть пятёрок. Ребята воевали за место в составе. Если у тебя состава в обрез, ты можешь говорить много и долго. Ребята поначалу тебя слушают, а потом находятся такие, что думают, сколько не говори, а я буду играть. А здесь раз-два сказал, если игрок не выполняет, у тебя есть другие рычаги и резервы. Посадил на пару игр, и пожалуйста. Конкуренция создает хорошую рабочую атмосферу.
- Очень хороший чемпионат. Я один год работал в клубе «СКА-Нева», и скажу, что накал борьбы в чемпионате даже круче, чем в КХЛ. Да, там нет такого мастерства, даже где-то тактически не так тонко, но что касается желания ребят, что касается борьбы, там накал иногда и повыше. Поэтому, возвращаясь к прошлому вопросу, всегда нужен резерв. Тем более при перелётах. У нас четыре выездные игры, и плохо тебе или хорошо, у тебя игра, перелет, а на следующий день ты должен выходить, заставлять себя, биться за результат. Это так же, как я работал в хабаровском «Амуре».
- Оцените сборы команды в межсезонье.
- Я не сторонник плакаться. Получилось как получилось. Конечно, хотелось бы лучше, я имею в виду условия для тренировок. Запланированы были одни условия, а жизнь накладывает свой отпечаток. Немного поздновато мы начали заниматься сборами, многие объекты уже были заняты. Здесь нам подвернулся Изумрудный в Нижегородской области, поработали с тем, что было. Не было времени сопли жевать и плакаться. Другого варианта не было, значит надо было выжимать максимум из этого. В принципе, ребята отработали нормально, старались. Так и должно быть. Если игрок научился работать, всё у него будет хорошо, а если не научился, будут проблемы. Я работал с большими тренерами, с тем же Юрзиновым, Чернышёвым, Тихоновым, Кулагиным, Тузиком. Всё строилось через работу.
- Говорят, что Владимир Юрзинов-старший считает вас любимым учеником.
- А для меня он глыба из глыб. Конечно, все считают великим Виктора Васильевича Тихонова, потому что он много выиграл, но я с ним не работал. А Юрзинов взял меня в семнадцать лет в первую команду «Динамо» Москва, где были Мальцев, Васильев, с которого я брал пример. Великие игроки. Жаль, что они в тени звёзд ЦСКА. Аркадий Иванович Чернышёв был у нас директором школы. Я помню, как его встречали в Канаде. Двадцать минут овация стоя. Но он тоже в тени Тарасова. Думаю, что слава должна быть как минимум пополам, ведь он был старшим тренером. А у Юрзинова я учился и как тренер, когда он меня пригласил в «Локомотив» помощником, хотя я уже на тот момент был главным тренером. Колоссальный опыт!
- Какую модель игры вы ставите «Хумо»? Динамовскую или собирательную?
- Хотелось бы больше агрессии. Сейчас хоккей переходит на маленькие площадки, это значит большая интенсивность, это больше контакта, больше движения на ворота. Это агрессия, прежде всего. Ну и конечно хорошее катание. Было время, когда можно было компенсировать катание хорошими головой и руками, но сейчас это сложно. Вы посмотрите на чемпиона КХЛ ЦСКА, они выиграли чемпионат, потому что они катались лучше, чем все остальные. Поэтом отмечу баланс между атакой и обороной. Отмечу вбрасывания, большинство, меньшинство, дисциплину.
- Расскажите о своей команде.
- У нас первый год, и команда разносортная. Есть ребята, которые поиграли в КХЛ, а есть ребята, которые играли только в МХЛ. И не самые выдающиеся. Их надо учить. Я считаю, что если ты, как тренер, научишь команду правильно работать на тренировках, слушать и слышать, это большой плюс. Но приходится иногда терпеть. Легко сказать, что, мол, мы сейчас выходим и работаем на сто двадцать процентов. В команде должен быть стержень, ядро. А если человек начинает ныть, ты присматриваешься, а нужен ли он тебе. Потому что в чемпионате начнётся сеча, и очень приличная. В высшей лиге может чуть хуже по технике, тактике, но там мужики работают за деньги, а это совсем другой хоккей.
- Оцените турнир в Нижнем Новгороде.
- Мы одержали две победы, причём над клубами КХЛ, и игрой команды в этих матчах я в принципе доволен. Но, конечно, всегда есть, над чем работать. Я ребятам сказал, что остался-то всего месяц до старта сезона. А здесь, бум - два турнира, и уже 11 сентября первая игра чемпионата. Турниры очень важны, там бывает два матча подряд. Одна игра прошла, ты выводы сделал и к следующей встрече должен быть готов. Если ты головой остаёшься во вчерашней игре, ты не сможешь показать, на что способен. Это школа для ребят, особенно молодых, чтобы они умели отсекать лишнее.
- Вы уже были в Ташкенте. Как вам город?
- Впечатления отличные. Давно хотел туда приехать, особенно посетить Алайский базар. Мы играли в рижском «Динамо», и Толя Крамской, мой напарник, до этого выступал в Ташкенте. Много рассказывал о нём. Вот всё не доводилось, а здесь довелось. Чистый город, красивый. Люди поразили - все на «вы» разговаривают, даже если в хороших отношениях. У нас же сразу на «ты» переходишь, у нас такое общение, а у них - на «вы. Уважение к пожилым людям. Показали дворец. Арена – супер! Сейчас если все нюансы доделают, это будет большое удовольствие играть в таком дворце. В КХЛ не у всех такие есть. Для ребят это большое дело.
- Семью возьмёте с собой?
- У меня второй внук родился, дочка сейчас в Москве, а супруга помогает. Первому внуку четыре годика, дочка очень хочет, чтобы я приобщил его к хоккею. Пару раз с ним на лёд съездили, посмотрим. Напрягать не надо. Потом супруга приедет, конечно, так что мне будет вполне комфортно.
Пресс-служба ВХЛ