12 Апр

НФТ

0:1

(0:0 0:1 0:0)

РУБ

14 Апр

РУБ

2:3

(1:1 0:2 1:0)

НФТ

18 Апр

АКМ

3:4

(0:1 1:1 2:2)

НФТ

19 Апр

АКМ

:

НФТ

О матче

П1
1.85
X
4.17
П2
3.52
22 Апр

НФТ

:

АКМ

О матче

23 Апр

НФТ

:

АКМ

О матче

Олег Горбенко: команда всегда должна верить, что она сильнее

Олег Горбенко: команда всегда должна верить, что она сильнее

В минувшее межсезонье «Химик» продлил договор со своим наставником, а через девять месяцев Олег Горбенко стал первым тренером в истории клуба, который вывел воскресенцев во второй раунд плей-офф Высшей хоккейной лиги. В интервью пресс-службе ВХЛ специалист рассказал о работе в прошедшем сезоне и подвел его итоги.

«Никто не возвращается из путешествий таким, каким был раньше»

Горбенко 28032021-3текст.jpg

— Олег Юрьевич, в прошлом году в плей-офф также не смогли пройти «Югру». Оба раза в решающей встрече пропустили важную шайбу в меньшинстве.

— Тяжело ответить на этот вопрос. Совсем два разных плей-офф. В том году у нас состав был чуть-чуть послабее, в этом — на фоне соперника уже неплохой. К тому же присоединились ребята, которые почти весь сезон отыграли в «Спартаке». Я думаю, это больше стечение обстоятельств, никакой системности тут нет. Тем более, ребята, которые пропустили ту шайбу, играли весь сезон в КХЛ. Скорее, это просто потеря концентрации, итог которой — пропущенная шайба, лишившая нас продолжения сезона. Это только стечение обстоятельств. Была еще мысль, что в сезоне тоже на последних секундах пропускали от них, уделяли этому внимание. В таких голах все равно всегда ответственность лежит на тренере.

— Казалось, что вот-вот — и «Химик» обыграет «Югру». Победа «Химика» в одном из матчей могла бы перевернуть ход серии?

— Я думаю, определяющей была третья игра. Первую — провалили в гостях, она была неудачная. Весь матч пытались отыграться, но игра не была плотная. Вторая — более походила на плей-офф, но проиграли в одну шайбу. Как говорят, пока ты дома не проиграл, у вас одинаковые шансы. Мы рассчитывали на это. Ключевым был третий матч, где сыграли два овертайма. Я считаю, что, если бы мы вытянули его, все могло бы измениться. В первом овертайме нас чуть придавили, мы где-то выдержали, сыграли терпеливо, а уже во втором имели большое преимущество, соперник в нашу зону не заезжал. Но одна контратака —и гол. Обидно, что, когда мы эту шайбу разбирали, увидели, что именно этот момент мы тренируем два года. А получается, что на этом элементе, над которым проходит ежедневная рутинная тренировка, чтобы не получались такие шайбы, мы и попались. Если бы мы забрали третью игру, наверное, было бы все по-другому. Но это сейчас мы говорим «наверное-наверное». Когда в четвертой игре сравняли счет, сделали 3:3, я был уверен, что выиграем. Но пропустили нелепый гол в конце.

— Чего команде не хватило, чтобы обыграть «Югру»?

— Если честно, в плей-офф должна заходить целостная команда, целостный коллектив, где каждый понимает, что делает. Плюс системность игры: чтобы пробиться дальше для завоевания кубков, должна быть мощь. Одно дело — матч на чемпионат: техничные игры, игроки. В плей-офф же должна быть мощь, напор, должно быть спортивное здоровье. Может, этого нам и не хватило. Но это опять же говорит о том, что мы заложники системы, она где-то плюсовая, где-то минусовая — фарм-клуб. Ребята приехали, и я не могу их упрекнуть в нежелании: они отдавались, бились, но им тяжело морально. Там, в «Спартаке», они от ножа боролись. Плей-офф начался намного раньше. Попадание в восьмерку, вылет — и человек все равно опустошен. А тут надо находить эмоции. Тут такая палка о двух концах... Ребята, которые здесь весь сезон провели, не попали в состав — играли более сильные, как нам казалось, игроки. Может целостности командной и не хватило.

— Тем не менее, считаете ли вы этот плей-офф успешным? Команда установила новое достижение — «Химик» еще ни разу не играл во втором раунде плей-офф.

— Прекрасно знаете, что я много лет проработал в Китае. У них есть такая поговорка: «Никто не возвращается из путешествий таким, каким он был раньше». Поэтому я считаю, что для нас пройденный первый раунд стал хорошим уроком. «Челмет» — очень хорошая команда с перспективными ребятами для следующего сезона. У них огромный потенциал. Хоть мы и сыграли 4-1, это было вообще не легко, особенно если первую игру вспоминать. Попадая потом на «Югру», понимали, что уровень игроков у них чуть другой, но мы навязали сопернику борьбу, навязали страсть, и я не думаю, что победы «Югре» давались легко. В Воскресенске ребята увидели, что можно бороться с такими командами и проходить дальше.

Для завоевания кубка надо больше работать, мелочам уделять внимание на тренировках. Для тренера большой урок: накал, опять же, выводы по игрокам, потому что плей-офф совершенно другое соревнование. Есть те, кто в сезоне показывает один хоккей, а в плей-офф —совсем другой. Что показываешь в сезоне, забывается в плей-офф — это самое основное, поход за кубком. Я думаю он пошел в плюс и команде, и тренерскому штабу, и городу — пришли люди на трибуны, возвратился народ, они не видели хоккей весь сезон. Обидно, что проиграли 0-4, хотелось продлить серию и выйти в следующий раунд. Но спасибо болельщикам за поддержку, нам по-другому игралось. И тренерам работалось по-другому, когда полные трибуны. Думаю, это шаг вперед.

«Ребята хорошо прибавили в выполнении тех мелочей, которые для меня важны»

Горбенко 28032021-1текст.jpg

— Весь прошлый год вы как мантру повторяли мысль, что хотите поставить системный хоккей, признавая и подчеркивая, что это тяжелый, кропотливый труд, на который требуется время и внутренние преодоления. Летом руководство проявило доверие, продлило контракт, приняв тем самым ваше видение ситуации. И вот сейчас, в марте, вы — первый тренер, который вывел «Химик» во второй раунд плей-офф.

— Системность у любого тренера есть. Сейчас несистемных команд не существует. Выполнение системы (для меня это средняя зона и зона обороны) — это основные требования, где ты не можешь давать слабину. Ты должен четко выполнять определенные условия. И тренировочный процесс построен на этом. По большому счету у нападающих и защитников руки развязаны, мы никому не запрещаем ходить вперед. Системность для меня подразумевает четкое выполнение в тренировочном процессе тех мелочей, которые потом нам надо будет использовать в плей-офф.За счет чего мы и попали туда, на этих мелочах. На это надо время: в том году я взял команду, многие вообще не играли системно, больше на химии и ее взаимодействии.А сейчас ребята хорошо добавили в этом аспекте, не бегают за шайбой, как за клубком. Спасибо руководству за такое доверие, для меня это был хороший урок, и я благодарен за предоставленную работу в лиге, в команде, в таком легендарном клубе. Только слова благодарности.

— Всего лишь год назад вы рассказывали, что для вас стало сюрпризом, когда один известный инсайдер заявил, что целая группа игроков недовольна вашими методами. Значит ли результат этого года то, что в этом сезоне вы добились большого прогресса в понимании тактики, взаимопонимании команды и тренерской мысли?

— Да, некоторые игроки были недовольны в том году, некоторые — и в этом. Я внутреннюю кухню команды не буду рассказывать. Здесь больше влияние агентов. К тому же, игрок — наемный рабочий. Он должен выполнять, как и любой трудящийся человек, свою работу качественно. И я от него это требую. И некоторые, особенно молодые люди, к этим требованиям не привыкли. Думают: пришел, потренировался в свое удовольствие и ушел. Мои требования никуда не пропали. Они даже стали жестче в этом году по отношению к игрокам. Но они адекватные: я не кричу на игрока, не ругаюсь матом, для меня самое главное, чтобы он выходил и отрабатывал. Ведь такое настроение потом переносится и на матчи.  А когда я спрашиваю: «Ты почему тут не добежал?» —и в ответ получаю: «Я не знаю», — ну тогда, когда ты к бухгалтеру придешь и спросишь, почему она тебе заработную плату не додала, она тебе тоже скажет «не знаю». И ты потом ко мне не подходи по поводу этих вопросов.

Это профессиональные отношения: с меня, как с главного тренера, как бы я к кому ни относился, что бы я ни делал, какую бы систему ни прививал, требуют результат. А от результата зависит благосостояние семьи, дальнейшее будущее. Если вы на мои «хотелки» плюете, мне с вами не по пути. Так разговор складывался.

Горбенко 28032021текст.jpg

Многие были недовольны, но я любому игроку мог объяснить, почему он не попадает в состав, почему не играет, получает мало игрового времени. Тут минус системы двухсторонних контрактов, где тренер фарм-клуба чуть меньше влияет на игроков, которые приходят с такими соглашениями. Они более защищены, они это чувствуют и тут приходится больше конфликтовать. Это не ко всем относится. Есть те, у кого двухсторонний контракт, и они пашут и работают, к ним нет претензий. Больше, мне кажется, культура тренировочного процесса и профессионализма у некоторых ребят нарушена. В этом проблема; не только в нашем клубе, но и в других командах.

— В конце регулярного сезона вы выдали феноменальную серию из шести гостевых побед. За счет чего удалось? В чем секрет такого успеха?

— Думаю, это работа всего сезона. Он у нас прошел успешно. В чем успех: во-первых, календарь был очень плотный, команды усилились, практически весь сезон все шли вровень. Такие клубы, как «Сокол», «Лада», «СКА-Нева», «Зауралье», оказались ниже нас. И для нашей команды-фарма, которая не имеет постоянного состава, это хороший результат. Сезон для команды был тяжелый, но мы прошли его ровно.У нас не было каких-то спадов, затяжных серий из поражений. Практически все выезды здорово провели. Плюс еще в том, что почти весь сезон работали над физикой. Тем более, в эту пандемию: как с ней работать, никто не знает, никто не проходил. Мы прошли без травм по большому счету, и то, что концовку чемпионата так здорово провели — это следствие работы ребят в течение всего сезона. Где-то убрали мелочи, которые нам мешали, какие-то важные шайбы забивали, вратари сыграли надежно. Для вратарей самый страшный человек на льду — свои защитники. Где-то они помогли, где-то нападающие реализовали свои моменты. В целом сезон считаю хорошим в плане качественной игры команды, учебы для тренерского штаба.

— Наверное, один из самых запоминающихся моментов в году — крупная победа над «Звездой» со счетом 8:0. Что это было?

— Мы близко дружим с главным тренером армейцев Чебатуркиным. Знаю его систему подготовки команды, не зря они в том году были чемпионами регулярки, получили золотые медали. После того матча разбирали победу — пришли к выводу, что была игра до гола. Две шайбы забили, потом бросок от синей — и 3:0 стало. Ребята у «Звезды» молодые — подломились после этого. Счет не отражает игры, но он запоминается. Наоборот, качественные матчи были другие, просто со «Звездой» все залетело — фортуна была на нашей стороне.

— Предыдущие девять игр «Химика» и «Звезды» завершались победой одной из команд с разницей в одну шайбу. Тут целых восемь...

— Если бы мы еще раз играли со «Звездой», думаю, счет был бы таким же, как раньше — с разницей в одну шайбу. Тренировочный процесс и система игры у нас похожи. Даже не очень похожи, а близнецы. При 8:0 просто одним повезло, а другим нет. В другом матче им так же могло повезти, как нам.

— Тяжело было команду успокоить после той победы, чтобы не расслабилась перед следующей игрой? Победа с таким крупным счетом пошла на пользу или скорее нет?

— Насчет того матча — для меня, как для тренера, ни больше работы, ни меньше. Для меня больше был удар, когда мы «Нефтянику» дома уступили 1:8. Тогда приехали ребята с основной команды; потом они уехали, а у нас через день игра. Вот там было тяжело, надо было настроить ребят. Но мы в итоге в следующем матче 6:0 выиграли. Вот тут для меня тяжелая работа. Для тренера просыпаться после 1:8 с утра тяжело. А еще надо реанимировать команду. Сейчас склоняюсь к тому, что для меня, как для тренера, более удобен самостоятельный коллектив, не имеющий соглашений с головным клубом. Легче и руководить командой, и работать, и требовать.

— Очень много игр «Химик» завершил победой с разницей в одну шайбу. В чем секрет такой психологии?

— Я думаю, это психология на лавке, когда игра идет. Нужно верить. Команда должна верить, что она сильнее, что должна выиграть, качественно выполнить свою работу. Тогда результат придет. В чем проблемы были — по первым периодам «Химик» занял 9-е место, по вторым — мы на 11-м, по третьим — на 8-м. В третьих периодах везде добавляли, значит, присутствовало хорошее физическое состояние. А по овертаймам вообще на первом месте оказались.
Если взять плей-офф — по первым периодам мы на 16-м месте закончили, это опять же психология, потому что плей-офф другое соревнование. По вторым периодам — уже на втором месте. Тоже психология. Тут все в совокупности.

— Да, по игре в овертаймах у команды отличная статистика: шесть побед и только одно поражение.

— Время на тренировках позволяло, мы всё отрабатывали. Повторюсь, что мы были очень недовольны игрой в неравных составах. По меньшинству в чемпионате мы на 13-м месте. У меня есть определенная система игры в меньшинстве, ее должны знать все четыре игрока, которые выходят на лед. И если кто-то не знает, вся система рушится. И иногда приходили ребята из «Спартака», у них не было времени выучить систему, а с листа сыграть тяжело. В этом была проблема меньшинства. В том году почти весь сезон шли на первом месте по этому показателю, но тогда меньше была ротация с первой командой. В этом году по большинству, например, мы на 23-м месте. При наших мастеровитых ребятах мы должны были быть выше. Мы брали отдельный лед, над большинством работали, составляли бригады, по 40 минут тренировали розыгрыши. Еще показывали видео, как это делают команды НХЛ и КХЛ, очень много внимания было уделено этому компоненту, но он так и не наладился у нас.

«Хоккей в пандемию: никто не знает, как правильно себя вести, посоветоваться тоже не с кем — тут только собственное видение»

Горбенко 28032021-2текст.jpg

— В прошлом году началась пандемия, многие игроки тренировались дома. Когда команда впервые собралась для подготовки к сезону и в какой форме были игроки?

— Мы собрались первого июля, потренировались. Потом команда заболела, все ушли на карантин. Далее начинался предсезонный турнир в Петербурге 27 августа. 26-го поехали в Москву, покатались и отправились на турнир. Особой подготовки не было, но фундамент, который в июле заложили, нам помог. Но опять же — это пандемия, и ты не знаешь, как людей тренировать, посоветоваться тоже не с кем. Все тренеры по-своему видят. Возможности в Высшей лиге у команд разные: наши не позволяют использовать Polar, нет системы, благодаря которой можно по компьютеру наблюдать, в каких зонах игроки работают. Доктора, массажисты, иногда точильщики брали пульс у ребят. У кого были пульсометры — надевали их. Тяжеловато было ловить физическое состояние игроков.

— Вы упомянули пустые трибуны. Понятно, что в домашних матчах отличие колоссальное. В гостях стало легче играть или все равно что-то не то?

— Нет, как артисты, так и игроки — играем все равно для зрителей. Хоккеисты должны показывать свой товар людям. Другое восприятие совершенно. Такая пустота, будто тренировочные игры, не тот накал. Совершенно все по-другому, поэтому не хотелось бы, чтобы это вернулось. Не дай бог через это пройти снова. Это очень угнетает. Опять же хорошо, что мы получали работу, финансирование не останавливалось. У игроков была возможности кормить семьи. Все получали работу.

— Какие планы до 30 апреля и есть ли определенность насчет контракта на следующий сезон?

— Мы отыграли последнюю игру и до 28 марта отпустили ребят. Сегодня соберемся, начнется тренировочный процесс. У нас все расписано-распланировано. До 28 апреля поработаем. Мой контракт заканчивается, разговоров с руководством еще не было, потому что идет смена директоров в «Спартаке», как известно. Пока у меня не было встречи. Потом буду думать, что делать дальше.

Пресс-служба ВХЛ