Вратарь «Дизеля» Данил Кудашев был признан лучшим голкипером 20-й недели и всего января в OLIMPBET Чемпионате России — ВХЛ. За месяц он провел семь победных встреч, отразив 97,5% бросков при коэффициенте надежности 0,71 и «засушив» три матча. В интервью Кудашев рассказал о ментальным настрое на игры, победе в «Другом Дерби» и пензенской традиции бросать сладости на лед.
— В списке лауреатов 20-й недели оказались сразу три представителя «Дизеля», в том числе ты. Что спровоцировало массовый успех?
— Командная игра, победы. Мы вследствие работы очень хорошо провели январь.
— От чего зависит качество лично твоей игры?
— У каждого хоккеиста своя позиция на этот счет. Я имею мнение, что все идет от головы, и если головой умеешь правильно настроиться, то сыграешь хорошо.
— Ты говорил, что уже после первого периода матча с «Югрой» знал, что оформишь сухарь. Как это происходит: видно по игре или есть предчувствие?
— До начала игры, думаю, ни у кого нет предчувствия — только желание, а во время игры, я уже давно заметил, если первый период играешь на ноль и уверен в себе, из этого вытекает хороший результат. Хорошо, что сыграл на ноль, но я не стою и не думаю об этом — все происходит само. Опять-таки, из-за головы.
— Замечаешь проявления реакции в быту: поймать вазу, увернуться от чего-то?
— Да, дома я тоже вратарь.
— После победы в «Другом Дерби» 31 января болельщики назвали твои действия фантастикой и космосом. Как ощущения, устал?
— Если брать отдельно взятую игру с «Динамо СПб», было тяжело. Скорее всего, из-за того, что жаркий стадион. Не люблю находиться в жаре в раздевалке: не успеваешь остыть между периодами. А по игре — хорошо, что победили, это самое главное. Приятный бонус — приз лучшему игроку матча, запас моторных масел.
— Найдешь ему применение?
— Обязательно, у меня семья большая. Уже делегировал маме обязанность по выбору продуктов SINTEC. Она выберет и будет пользоваться с наслаждением. Может, и мне что-то достанется. (Улыбается).
— Состоялась культурная программа в Санкт-Петербурге? Многие использовали это время, чтобы съездить в мини-отпуск с семьей.
— Ко мне на игры смогла прилететь девушка, и, поскольку на Новый год я не ездил домой, мама с тетей, братом и сестрой решили сделать сюрприз — тоже приехали поддержать, посмотреть хоккей. Походили, погуляли.
— До Нового года вы с напарником Дмитрием Шугаевым играли по очереди, а в последних семи матчах ты справлялся один. Тренер не стал раскрывать причину отмены очередности — сделаешь ли это ты?
— Нам такого не говорят, просто так сложились обстоятельства. Не знаю, почему так решили. Самое главное, что выигрываем.
— Тебе приходилось проводить по 45 и 50 матчей в регулярке в «Ростове». Каково было попадать в ротацию?
— С 18 лет я привык проводить помногу матчей за сезон, поэтому в Пензе было сложно перестраиваться на то, чтобы играть через раз.
— В сезоне 2021-2022 плотный график сыграл с тобой злую шутку: психологический надлом в плей-офф. Оглядываясь назад, что произошло?
— Если бы я знал ответ на этот вопрос, все было бы гораздо проще. (Улыбается).
— Не боишься, что история может повториться?
— Каждый плей-офф — это новая команда, новый соперник. Нам главное — попасть туда и показать, на что мы способны. Есть личные амбиции, которые хочется воплощать в хороший хоккей, показывать, что ты чего-то стоишь. Что ты не вратарь регулярного чемпионата, а можешь ловить в плей-офф.
— Раньше ты говорил, что на двух сезонах не останавливаются. Почему после выигранной регулярки не случилось третьего в родной Перми?
— Так сошлись звезды. Сменилось много игроков: это спорт. Просто решили по своим критериям, что будет так. По хоккейным меркам все справедливо. Я ни о чем не жалею: провел хорошие два года дома. Это приятный опыт. Только положительные эмоции, ни на кого не держу обид и зла. Надеюсь, болельщики в Перми вспоминают меня добрым словом. Хорошо, что позвали в «Дизель» — мне тут тоже нравится.
— Вернулся в юность, поработав с Дмитрием Хомутовым?
— Всегда нахожу контакт с любым тренерским штабом, я не конфликтный человек. Это мой первый тренер в осознанном возрасте. Мы сразу начали понимать друг друга. Могу сказать ему только спасибо за два года плодотворной работы.
— В январе у тебя была череда матчей с бывшими клубами — «Зауралье», «Ростов». Когда побеждаешь команды, где играл, чувствуешь некое превосходство?
— Я не воспринимаю матчи с «Зауральем» как принципиальные: был там один год, и то, когда поднимали из Первенства ВХЛ. Скажу больше: и «Ростов» уже не считаю принципиальным соперником. Теплые воспоминания, хорошие болельщики... Что им можно доказывать? Провел там три года. Передаю всем привет! А «Молот» было действительно приятно обыграть. На самом деле с возрастом чуть притупляются ощущения от игр: после некоторых можешь выйти без эмоций, как обычное дело. А бывают такие, как с «Молотом» — очень радовался. В такие моменты понимаешь, насколько любишь хоккей и какое удовольствие он приносит. Тем более победили оба раза. Скажу честно, кайфанул и от игры, и от атмосферы. В Пензе и в Перми приходит примерно одинаковое количество болельщиков: стадионы вместительные, по 4–5 тысяч человек. До матча с «Молотом» у «Дизеля» был месяц, когда чуть-чуть не шло — было приятно показать пензенским болельщикам, что мы можем выигрывать.
— За счет чего удалось оборвать черную полосу?
— Когда я пришел в команду, сразу было видно, что коллектив у нас замечательный. Сейчас все раскрываются по-новому: понимаем, что отступать некуда. Либо мы попадаем в плей-офф и с высоко поднятой головой говорим, что будем там биться, либо не попадаем и... Это уже одному Богу известно. От нас требуются старания и упорство.
— Уже построил планы на лето?
— С теми, кто раньше играл в «Ростове», хотим собраться семьями. Потому что хоккейный мир такой: вас разбрасывает по разным командам, а летом в отпуске можно выделить время, чтобы встретиться и хорошо его провести. Мы вот с Женей Петриковым почему заобщались? Я люблю рыбалку. Он рядом со мной живет: я из Перми, он из Челябинска. Летом езжу к нему рыбачить, и в этом году поеду.
— Ваша компания неразлучна с 2020 года. Как получилось, что один клуб подарил тебе столько друзей?
— В каждой команде появляется один, два, три товарища, с которыми ты сближаешься: находишь своих людей и с ними весело шутишь. Я достаточно открытый и контактный человек. К вопросу, почему у меня так много хороших друзей с Юга — это была фишка «Ростова». Атмосферный город, команда играла за счет коллектива. Мне повезло встретить людей, с которыми я до сих пор продолжаю общение. Благодарен им за то, что они появились в моей жизни. Всегда приятно созваниваться, поздравлять друг друга с победами и праздниками. Мы не всю жизнь будем играть в хоккей, а общаться — всю. Возьмем даже массажиста Михаила — ну просто человек-бомба! Ты к нему не только на процедуры, но и просто поговорить. Когда он приезжал к нам в Пензу, я его встречал, он меня — в Ростове. Радостно осознавать, что ты не просто так поездил, а обзавелся хорошими друзьями.
— Во всех клубах, где ты оказываешься, ты становишься любимцем болельщиков. Что их так подкупает?
— Если провести аналитику, вратари часто становятся крупной фигурой в своих командах и привлекают внимание болельщиков. При этом на вратаре лежит большая ответственность: сыграл плохо — тебя могут поругать, сыграл хорошо — будут тобой довольны. Считаю, что во всех командах вратарей выделяют больше, и это не связано с качеством игры. Просто у нас такая профессия: играем по 60 минут, а не по 20. За все это и ценимся.
— Что дарят после побед?
— Такое я увидел только в Пензе: когда играешь на ноль, тебе на лед кидают вкусняшки. В большинстве случаев сухари. Приятно понимать, что болельщики это оценили, ведь мы играем в хоккей для них. Такие знаки внимания располагают. Если проводить аналогию с прошлым сезоном в «Молоте», знакомая тенденция: начинаешь выигрывать — полные трибуны. У нас в Пензе очень хорошие болельщики! Хочется радовать их больше и больше, что и стараемся делать каждую игру, будь мы дома или на выезде.
— Говорят, что своей игрой вы вернули людей на трибуны.
— Вернули не совсем мы, а командный результат. Никому не хочется ходить на хоккей, когда твоя команда постоянно проигрывает... Как объясняли тренеры, нашей целью было вернуть болельщика на стадион. Тьфу-тьфу, пока получается. Когда в начале сезона заполняется примерно треть, а под конец, на важных матчах присутствует полный стадион, ты видишь, что движешься в правильном направлении, что людям это небезразлично, внутри себя хочешь как-то их порадовать. Чем больше народу ходит, тем лучше: мы популяризируем хоккей, спорт в целом, здоровый образ жизни. Я всю жизнь играл в такой атмосфере.
Яна Наконечная специально для ВХЛ