Главный тренер «Звезды» Ринат Хасанов в интервью пресс-службе Olimpbet ВХЛ рассказал о своих принципах работы с молодыми коллективами.
— В этом сезоне вы вместе со своим штабом, а также костяком из «Красной Армии» поднялись в лигу рангом выше. Как готовились к этому и каковы первые впечатления?
— Огромной разницы я не вижу. Вижу то, что наши ребята повзрослели немножко. Можно сказать, что уже стали мужиками. Что касается подготовки: конечно, поменяли и адаптировали работу не под молодежную команду, а уже более взрослую. Скелет построения тренировочного процесса в целом остался прежним — просто немного сместили акценты под более взрослых ребят. В молодежке мы смотрели на каждого игрока по отдельности и исходя из его возможностей планомерно готовили к сезону. Во взрослой же команде всё более фундаментально. Но многие ребята из текущего состава с нами уже работали раньше, наши требования им знакомы, так что и сами хоккеисты заранее подготовились к работе. Летом готовились по наработанному плану, от которого не отступали. Разве что товарищеских игр нам немного не хватило: по независящим от нас причинам последние десять дней лета провели без игровой практики.
— В этом сезоне в качестве одной из главных интриг раскручивается приход в лигу сразу трех последних тренеров-чемпионов из МХЛ...
— Я, к сожалению, стать им не успел!
— ...но вы серебряный призер! И, по сути, тоже относитесь к этой группе специалистов. У вас была яркая команда, вы добились успеха в МХЛ, выиграли медали.
— На самом деле я не вижу в этих переходах чего-то сверхъестественного. Каждый тренер хочет расти так же, как и хоккеисты. Если специалисты заслужили, если руководство клубов посчитало нужным, то почему бы им не перейти в другую лигу? И Филатов, и Люзенков, и Воеводин — они ведь не один год в молодежке проработали. И результат есть, и успехи, о которых многие знают. Причем, что важно, результат достигался не только в плане высоких мест, но и в развитии. И если сейчас эти специалисты получают работу на новом уровне — я считаю, что это правильно.
— Лично у вас получается вообще обособленная история. Вы с ребятами будто бы переходили из класса в класс. Особенно, если вспомнить ваш богатый опыт в детском хоккее. Насколько интересно вести подопечных по такому длительному пути?
— Это очень интересно! Я вот сейчас понимаю, что все эти ступени надо было пройти — это очень важно, это помогает сейчас. Можно сказать, что я все-таки поздно пришел в тренерскую работу, начал с детей, как-то пробовал себя... Но мне это понравилось! Особенно работа с выпускными годами: где ребята уже взрослые — и им можно уже давать более сложные задания и наставления. Но опять же: всё это надо делать правильно и чутко — чтобы всё соответствовало возрасту и было вовремя.
— Сейчас в «Звезде» много выпускников «Красной Армии». Но есть ли кто-нибудь, кто прошел с вами путь с самого начала?
— Ко мне всё-таки обычно попадали ребята уже на последних годах школы, и я вёл их по два или два с половиной года. Что в «Динамо» с ребятами 1997 г.р., что в ЦСКА с 2000 и 2003. Я их готовил уже к выпуску, не с самых детских лет. Опять же: не всем ребятам суждено пройти даже в молодежный хоккей. Кто обладал определенным талантом, тот постепенно смог дойти при правильной работе.
— Прохор Полтапов, например. Играл у вас в «Красной Армии», прошлой весной стал звездой в плей-офф КХЛ. Помните, когда в первый раз пересеклись с ним?
— Я его знал еще по школе, когда он за «Динамо» играл против нас с ЦСКА. У них хорошая тройка была, достаточно результативная, и в сборную своего возраста привлекалась. Конечно, ты так или иначе знакомишься с ребятами на этом этапе, узнаешь их потенциал, возможности. Знаешь, в какой момент на какие точки можно надавить, чтобы получить то, что ты хочешь. По Прохору: я всегда говорил, что это достаточно талантливый игрок. Есть у него определенные минусы, он о них знает. Годы идут, он взрослеет, всё меняется. По качеству игры очень надеюсь, что он станет лидером ЦСКА.
— Весной в одном из интервью вы упомянули, что, будучи игроком, были бы рады провести всю жизнь в одной команде. Насколько пристальное внимание вы уделяете воспитанию «клубного патриотизма» в своей тренерской работе?
— Это очень важное качество. У нас в какой-то момент нарушилась преемственность в этой составляющей. Нас в свое время по-другому все-таки воспитывали. Я сам такой человек, для которого важны эти ценности — семья, команда. Стараюсь передать свое видение жизни и ребятам, через хоккей.
— Есть какие-то наработки, методы в этом направлении? Всё-таки это уже больше ментальная, психологическая работа — тоже крайне важная для тренерского дела.
— Да нет, на самом деле прививается это всё через диалог. Постоянными разговорами, объяснениями... Клуб этим ребятам очень многое дал. Каждый тренер в свое время вложил свою душу в становление и развитие ребят, начиная с детских лет. Система готовит игроков — дает им возможность реализоваться в МХЛ и ВХЛ, создает для этого условия. И я считаю, что от ребят тоже должно исходить не только потребительское отношение, но и отдача, неравнодушие к клубу. Это мое мнение.
— В последние годы у «Звезды» не очень клеилось с результатами, хромала результативность. Какой видите вашу «Звезду»? Планируете ли поработать над атакой?
— У нас есть понимание по общему рисунку — это тот стандарт, в который должны играть все команды ЦСКА. Сам я, конечно, приверженец комбинационного хоккея. Мне нравится хоккей советской школы — тот, который не оставляет равнодушным болельщиков, который все мы любим. Закрытый хоккей — это не то, что кому-то будет нравиться, хотя, безусловно, он имеет право на существование. Но в моем понимании игрок развивается, когда он именно играет. Постоянно обороняясь по схемам, ты не воспитаешь ребят, не разовьешь в них ту индивидуальность, которой они обладают. Учить этому, разумеется, надо. Но развитие хоккеиста происходит только тогда, когда он играет. Причем играть ведь можно не только в атаке, но и в обороне. Именно играть. Поэтому я не разделяю в своем понимании хоккея защитников и нападающих — это номинально. Должна быть взаимозаменяемость, каждый игрок должен уметь и знать, как и где ему сыграть в той или иной ситуации. На любой части площадки. Это азы, которые игрок, доросший до уровня ВХЛ, уже должен понимать. Кто быстрее это схватывает, тот быстрее и попадает в первую команду.
— Можно ли сказать, что для вас важнее воспитать дополнительного игрока «сверх плана», нежели набрать семь лишних очков в регулярке, которые для фарм-клуба, пожалуй, имеют второстепенное значение?
— Я скажу чуть по-другому все-таки. В ЦСКА нет понятия, что что-то важно, а что-то нет. Опять же, нас так воспитали в клубе: независимо ни от чего всегда нужны и результаты, и воспитанники. А сможем мы с этим справиться — время покажет. Мы всё делаем для того, чтобы уйти от тех результатов, которые были у «Звезды» в последние годы. Были сезоны, в которых команда была в лидерах, и нам, конечно, хочется вернуться к этому. Хочется направить ребят в такое русло, чтобы они именно играли в хоккей.
— Та неудача в финале Кубка Харламова, возможно, теперь послужит дополнительной мотивацией в борьбе за Кубок Петрова?
— Возможно, но, знаете, я бы не делал акцент на этом. Чтобы дать какой-то результат, нужно работать. Много работать. И не оглядываться на то, что было, а как-то менять жизнь, положение вещей именно сегодня и сейчас.
— На одних реваншистских настроениях не вырасти.
— Конечно! Надо продолжать делать то, что мы делаем, и работать над тем, во что мы верим. И тогда результат не заставит себя ждать.
Павел Малашенко специально для ВХЛ